Румыния или Украина – чьи Карпаты круче?

Всего полвека назад Карпаты были окутаны сетью узкоколейных железных дорог, спроектированных австрийскими инженерами и построенных промышленниками для вывоза леса. В наше время от тех путей сохранилось лишь несколько отрезков. Самый известный пролегает возле поселка Выгода, где создана туристическая аттракция «Карпатский трамвай». Существовала сеть узкоколеек и в долинах Карпат на смежной с Украиной территории Румынии.

Мы направились в уезд Марамуреш, на Мараморощину - исторически украинскую этническую территорию, где в долине Васер действует известная на всю Европу туристическая узкоколейка «Моканита». Затем вместе с румынскими коллегами смотреть наш «Карпатский трамвай» и еще много интересного, чем может удивить Марамуреш украинских туристов, а Ивано-Франковские земли - румынских.

Бограч в центре Европы

На пути от Ивано-Франковска до Солотвино заезжаем пообедать в хижину - музей недалеко от Географического центра Европы, в селе Деловом. Я много раз останавливалась у этого знакового места, фотографировала и не знала, какой интересный музей расположен рядом.

Потолок и стены двухэтажного ресторана - это выставка древностей. Здесь есть все, чем в старые времена люди пользовались в быту: кофемолки, фонарики, утюги, посуда, ручные стиральные машины, сепараторы, фотоаппараты, ключи и замки. Пока мы с восторгом рассматривали экспозицию, на столе появился бограч - местный вариант венгерского гуляша.

Шале, барашек и паленка

Границу пересекли без очередей и трудностей. То, что мы уже в Румынии, чувствуем не только по надписям вдоль дорог, но и по качеству покрытия. Машина плавно преодолевает километры серпантина среди буковых лесов и небольших деревень.

В городке Валя-Вишелуй сворачиваем в сторону гор и движемся вверх живописной долиной. В урочище Красная, на территории Марамурешского природного парка, нас ждут в деревянном домике, который используется как биостанция. Сейчас здесь отдыхают дети в экотаборе. В урочище нет мобильной связи, интернета, электроэнергию для биостанции производят солнечные батареи. Дети ходят на прогулки экологическими тропами, знакомятся с растительным и животным миром, целый день проводят на свежем воздухе.

Гостеприимные хозяева, работники национального парка, к нашему приезду зажарили на вертеле барашка. Импровизированный стол накрыли под елями. Свежесть горного воздуха дополняется ароматом только что откупоренной сливовой паленки. Хозяева мастерски срезают кусочки сочного мяса с румяной корочкой. В отдельных мисках подают суп из бараньих внутренностей и деликатес - бараньи яйца. Экзотика бывает и такой.

Выйду я на пастбище

На завтрак - кофе, сыр из соседнего двора, и мы отправляемся в горы одним из самых экологических маршрутов. Работники парка объясняют, что от одного маркера (яркой отметки, которая помогает ориентироваться на маршруте) должно быть видно следующую.

Румынские Карпаты похожи на украинские. Различия – более теплый климат и большее количество скал и каньонов в долинах рек.

По дороге наслаждаемся сладкой черной ежевикой.

Наконец лес расступается и мы выходим на пастбище. Открывается величественный вид Карпатских гор. Садимся в высокую душистую траву, любуемся панорамой. А тем временем подходят двое крестьян, ведущих домой телочку, которая паслась летом в долине, и приветствуют нас... на украинском языке. Они из села Репедя, одного из десяти, где Украинцы компактно проживают на территории Румынии.

Еще полчаса горной тропой - и мы попадаем в румынскую Долину нарциссов. Сейчас, в сентябре, это просто заповедные луга площадью 100 гектаров, ведь легендарные белые цветы распускаются только весной. Это самое высокое место в Румынии, где цветут нарциссы. Хотелось бы попасть сюда в мае!

В прошлое с паровозом

Этот день был самым интересным в нашем туре. Приехали румынские коллеги, и мы вместе отправились на конечную станцию железной дороги «Моканита». Еще в 1970-х годах в Румынии действовало около 3000 километров лесных узкоколеек. Из них осталось менее 70 километров «Моканиты». Ее используют по прямому назначению - для вывоза леса, в то же время она стала известной на всю Европу туристической достопримечательностью.

Вокзал и паровозное депо выглядят, как декорация к историческому кино. Два поезда готовятся уходить. Локомотив попыхивает паром, кочегары подбрасывают в топки метровые дрова. Пассажиров охватывает веселое возбуждение, они подбегают к паровозу сфотографироваться. Мне кажется, что все это какая-то бутафория и поезд ненастоящий. Но вот раздается гудок, из трубы извергается дым и вся эта машинерия трогается с места. Выглядит все так нереально, что я едва успеваю отскочить от пути после очередного кадра: разве может поезд девятнадцатого века наехать на меня в двадцать первом?!

Тоже садимся в вагончик и отправляемся в прошлое. Неторопливо постукивают колеса, мимо окошко проплывают аккуратные домики с копнами сена и садами. Можно протянуть руку и сорвать с ветки спелое яблоко. Признаки цивилизации остаются позади. Извилистый путь повторяет повороты реки, пересекая притоки через мосты. В местах, где долина сужается, в скалах пробиты тоннели. Деревянные станционные домики, общежития лесорубов, часовня у лесничества выглядят почти так же, как сто лет тому назад.

Горный ручей впадает в запруду у железнодорожного пути. Паровоз останавливается, машинист заливает через шланг воду для котла. Эта техника использует для движения воду и дрова - только то, что дает окружающая природа!

Возвращаемся на конечную станцию. Здесь кроме депо со старыми паровозами есть поезд - отель из вагонов, привезенных из Швейцарии, а также музей деревянной архитектуры, которым славится Марамуреш.

Веселое кладбище

В последний день пребывания в Румынии мы заехали в село Сепынца, чтобы осмотреть самую высокую деревянную церковь Европы. Марамурешские плотники создают из дерева настоящие шедевры. В лесу стройная церковь в местном монастыре выглядит как неотъемлемая часть природного пейзажа. Произведение рук человеческих дополняет красоту, созданную Богом.

В той же Сепинце есть еще один удивительный объект - веселое кладбище. На деревянных резных крестах голубого цвета нарисованы забавные иллюстрации из жизни умершего и написаны остроумные эпитафии. Например: «Я был чабаном, любил водку, курил трубку, бегал за женщинами и умер во сто шесть лет, чего и вам желаю». Жизнеутверждающе!

«Я еду домой ...»

Пора направляться в Украину. Мы снова пересекаем границу, чтобы через Торунский перевал попасть в поселок Выгода.

За неполные три дня мы успели привыкнуть к хорошему. Украинские дороги приветствуют ямками и бугорками. Переезд длиной каких-то 150 километров превращается в пятичасовое ралли Солотвино - Мысливка. Где в Европе румынские журналисты такое увидят и почувствуют всеми частями тела?

Хочется посоветовать нашим туристическим структурам начать новый сервис для путешественников - индивидуалов, рискнувших поехать к нам на собственном авто. Непосредственно у границы надо сделать паркинг для их автомобилей и прокат внедорожников, например УАЗик.

В конце концов, оба экипажа, принявших участие в экстремальном транскарпатском ралли, встретились на финише за гостеприимным столом усадьбы «12 месяцев» в селе Мысливка. Под украинские песни и интернациональные тосты там они прошли интенсивный курс лечения от стресса настойками прополиса и тимьяна.

Веселый трамвайчик

Еще один короткий штурм украинских дорог - и высаживаемся возле памятника паровозу в поселке Выгода. Нас встречает живая легенда, человек, без которого карпатский трамвайчик никогда не отправился бы в первый рейс, - Любомир Яцкив. Он так талантливо и весело ведет экскурсию, что перестаешь замечать недостатки дорог, мусора в кустах и закрытых из-за «нерентабельности» пансионатов. Музыканты темпераментно поют частушки.

На остановке у источника с минеральной водой из леса выбегает дядя, вооруженный трофейным шмайсером и винтовкой Мосина. Раздается выстрел. Партизан присоединяется к группе, и трамвайчик идет дальше.

Бокалы с медовухой идут по кругу, а музыканты добавляют жару. В открытом вагоне - кабриолете пассажиры танцуют, а Любомир Ксенофонтович ярко и остроумно рассказывает о каждом холме или доме, каждом болоте или дереве, проплывающем мимо окна.

Гошев и скалы Довбуша

На следующий день мы не раз пожалели, что румыны не видят красоты, которая открылась нам. Погода улыбнулась. После ночного дождя вышло солнце.

Мы поднялись на Ясную гору. Над долиной, в которой раскинулся город Долина, разливался мелодичное пение 52 колоколов, объединенных в карильон. В церкви Преображения Господня чудотворная икона Матери Божьей сияла золотом даров, которые благодарные верующие пожертвовали храму после исцеления.

После рукотворного и Божьих чудес наступила очередь естественных. Оставляем монастырь и едем в парк «Скалы Довбуша». Экскурсовод Лена ведет нас только ей известной дорожке. Среди букового леса высятся скалы, что когда-то образовались на дне древнего океана Тетис. С каждой стороны они выглядят иначе, напоминая то ли великанов, то ли замок колдуна. Проходим, точнее, протискаемся, в узкую щель - Чистилище - и оказываемся возле пещер, где во времена монголо-татарского нашествия местное население построило крепость. Можно увидеть остатки рва, резервуары для питьевой воды.

Теперь скалы Довбуша - любимое место тренировок альпинистов.

Еще несколько фотографий, взгляд на Карпаты с верхушки скалы - время спускаться, чтобы, вернувшись домой, просматривать фотографии и анализировать впечатление этих шести таких насыщенных дней в Украине и Румынии.

0
427 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...